Приложение № 1 к приказу № 299 от 31.08.2021 г.
План методической работы на 2021-2022 учебный год Тема 2021-2022 учебного года:
«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Цели:
Повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.
Задачи:
- Совершенствовать условия для реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
- Создавать условия (организационно-управленческие, методические, педагогические) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО, СОО.
- Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.
- Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
- Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
- Обеспечивать методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
- Создавать условия для самореализации обучающихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций обучающихся.
- Развивать и совершенствовать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
- Развивать ключевые компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения
Содержание, направления деятельности:
- методический совет формирует цели и задачи методического обеспечения УВП;
- обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития лицея;
- развитие педагогического коллектива, профессионального роста каждого педагога через использование новейших технологий в работе;
- осуществляет планирование, организацию и регулирование методической учебы педагогических кадров, анализ и оценку ее результатов;
- решает педагогические проблемы, связанные с методическим обеспечением УВП и методической работой;
- разрабатывает систему мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению опыта;
Организация методической работы происходит в следующих формах:
- тематические педагогические советы;
- методический совет;
- методические объединения учителей-предметников;
- методические семинары;
- работа педагогов над темами по самообразованию;
- открытые уроки, мастер-классы;
- аттестация педагогов;
- участие педагогов в семинарах, конкурсах и научно-практических конференциях;
- курсовая переподготовка;
- участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах;
- наставничество - «Школа молодого педагога».
Приоритетные направления методической работы лицея
1.Организационное обеспечение:
- работа по образовательным программам лицея.
- обновление содержания образования, совершенствование граней образовательной деятельности на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства педагога;
- повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение единых методических дней, предметных декад, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;
- совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей лицея.
- непрерывное самообразование педагогов и повышение уровня профессионального мастерства;
- включение педагогов в творческий поиск, в инновационную деятельность.
2.Технологическое обеспечение:
- творческая ориентация педагогического коллектива на овладение технологиями, которые стимулируют активность обучающихся, раскрывают творческий потенциал личности ребёнка;
- обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;
- совершенствование кабинетной системы;
- укрепление материально-технической базы методической службы лицея;
Информационное обеспечение:
- оказание помощи педагогам в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
-обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
3. Создание условий для развития личности ребенка:
- формирование мотивации к учебной деятельности через создание эмоционально-психологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми;
- организация УВР, направленной на формирование личности, способной к социальной адаптации через сотрудничество школы и семьи;
- изучение особенностей индивидуального развития детей;
- формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
- развитие ученического самоуправления.
4. Создание условий для укрепления здоровья обучающихся:
- отслеживание динамики здоровья обучающихся;
-разработка методических рекомендаций педагогам лицея по использованию здоровье сберегающих методик и преодолению учебных перегрузок обучающихся.
5. Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности.
- контроль за качеством знаний обучающихся;
-совершенствование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний обучающихся;
-совершенствование у обучающихся универсальных учебных действий;
-диагностика деятельности педагогов по развитию у обучающихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов.
1.1.Организация работы методического совета в 2021-2022 учебном году
План заседаний методического совета
Сроки проведения
|
Тема
|
Ответственный
|
Заседание 1
Август
|
- Об итогах методической работы за 2021-2021 учебный год.
- О рассмотрении плана научно-методической работы лицея.
- О плане прохождения курсов повышения квалификации в 2021-2022 учебном году.
|
Директор
Председатель МС
Члены МС
|
Заседание 2
Сентябрь
|
- О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.
- О проведении школьного этапа научно-практической конференции.
- Об участии 6-х, 8-х классов исследовании НИКО
|
Председатель МС
Члены МС
|
Заседание 3
Ноябрь
|
- О подготовке и проведении школьного этапа Республиканской олимпиады на Кубок имени Юрия Гагарина.
- Об итогах школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.
- 3. Что такое функциональная грамотность и как ее развивать в школе?
- 4. Об организации сетевого взаимодействия при реализации основной образовательной программы.
|
Председатель МС
Члены МС
|
Заседание 4
Январь
|
- Об итогах районного этапа научно-практических конференций в рамках МАН.
- Об итогах проведения предметных недель.
- 3. Об организации индивидуального обучения на дому.
- 4. Об апробации рабочих программ
|
Председатель МС
Члены МС
|
Заседание 5
Март
|
- Об итогах проведения предметных недель.
- Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
- О проведении ВПР
|
Председатель МС
Члены МС
|
Заседание 6
Май
|
- Об анализе работы методических объединений в 2021-2022 учебном году.
- О планировании работы методического совета на 2022-2023 учебный год.
- Об изменениях в основную образовательную программу начального общего, основного общего и среднего общего образования
|
Председатель МС
Члены МС
|
1.2. Работа школьных методических объединений:
Основные направления работы ШМО
|
Сроки
|
Ответственные
|
Реализация ФГОС НОО (с изменениями) и ФГОС ООО (с изменениями), ФГОС СОО
|
в течение года
|
Руководители ШМО
|
Использование в работе диагностических материалов с сайтов ФИПИ, ФИСОКО, ФИОКО, МЦКО, сайт «Мои достижения», ФЦТ
|
в течение года
|
Руководители ШМО
|
Формирование функциональной грамотности на уроках
|
в течение года
|
Руководители ШМО
|
Изучение и обобщение ППО
|
в течение года
|
|
Итоги работы по самообразованию (курсовая подготовка, семинары, интернет-педсоветы и т.д.)
|
в течение года
|
Руководители ШМО
|
Апробация рабочих программ
|
в течение года
|
Руководители ШМО
|
Работа со слабоуспевающими и одаренными детьми
|
в течение года
|
Руководители ШМО
|
1.3. Работа тематических педагогических советов
Месяц
|
Тема
|
Октябрь
|
Модернизация воспитательной деятельности МАОУ «Лицей № 6» в условиях внедрения примерной программы воспитания
|
Январь
|
Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности обучающихся
|
Март
|
Сетевая организация взаимодействия как условие качественного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
|
Май
|
Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся
|
1.4. Работа методических семинаров
Месяц
|
Тема
|
Октябрь
|
Что такое функциональная грамотность педагога и почему ее стали требовать от учителей
|
Ноябрь
|
Организация проектной деятельности на уроках
|
Январь
|
Апробация рабочих программ
|
Февраль
|
Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования
|
Апрель
|
Уроки финансовой грамотности: для чего они нужны и что они дадут?
|
1.5. План организации проектной и исследовательской деятельности
в 2021-2022 учебном году
№
|
Мероприятие
|
Срок
|
Ответственный
|
Форма представления результатов
|
Информационно-методический
|
Работа с педагогами
|
1.
|
Проведение обучающих семинаров по выполнению ПИД
|
Октябрь-
январь
|
Учителя-предметники, Хусаинова А.Р.
|
График семинаров, протоколы
|
2.
|
Проведение теоретических и
практических семинаров
|
В течение года
|
Хусаинова А.Р., учителя-предметники
|
Протоколы
|
3.
|
Курсы повышения
квалификации по вопросам организации
ПИД
|
В течение года
|
Яхина Г.М.
|
Сертификаты
|
Работа с обучающимися
|
4.
|
Проведение консультаций по вопросам работы над проектами и исследовательскими темами
|
В течение года
|
Учителя-предметники
|
График консультаций
|
5.
|
Проведение обучающих семинаров для обучающихся по выполнению ПИД
|
Октябрь-
январь
|
Учителя-предметники
|
График семинаров
|
Работа с родителями (законными представителями)
|
6.
|
Общешкольное
родительском собрании «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»
|
Апрель
|
Координаторы ПИД,
Хусаинова А.Р.
|
Протокол
|
7.
|
Родительские собрания«Что такое ИИП обучающихся, роль родителей в организации работы над ИПП»
|
Декабрь-январь
|
Классные руководители
|
Протоколы
|
Организационный
|
8.
|
Установочное собрание кураторов и
организаторов проектной и исследовательской деятельности (ПИД)
|
Сентябрь
|
Хусаинова А.Р.
|
Беседа
|
9.
|
Формирование творческих групп, сбор
сведений, выбор тем проектов
|
Сентябрь
|
Учителя-предметники,
Хусаинова А.Р.
|
Приложения 2,3,4,6
|
10.
|
Общее собрание руководителей
проектов: обсуждение и корректировка
тем проектов.
|
Сентябрь-октябрь
|
Руководители проектов
|
Приложения 2,3,4,6
(с корректировкой)
|
11.
|
Организация занятий с обучающимися, ведущими ПИД (проектную и исследовательскую деятельность
|
Сентябрь-май
|
Учителя-предметники
|
Тематическое планирование занятий
|
12.
|
Выбор учителями совместно с обучающимися темы ПИД.
|
Сентябрь
|
Учителя-предметники
|
Список обучающихся, выполняющих проект или ПИД, темы работ
|
13.
|
Составление матрицы проекта
|
Сентябрь-октябрь
|
Учителя-предметники
|
Матрица проекта
|
14.
|
Проведение тренингов по формированию коммуникативных умений
|
Октябрь-март
|
Педагог-психолог
|
Занятия
|
15.
|
Организация методической, информационной поддержки
|
В течение года
|
Хусаинова А.Р.
|
Рекомендации
|
16.
|
Проведение школьного этапа МАН
|
Октябрь
|
Учителя-предметники, Хусаинова А.Р.
|
Выступления на секциях
|
17.
|
Участие в районном этапе МАН
|
Ноябрь
|
Учителя-предметники, Хусаинова А.Р.
|
Выступления на секциях
|
18.
|
Участие республиканских, региональных, всероссийских, международных научно-исследовательских конкурсах
|
Ноябрь-март
|
Учителя-предметники, Хусаинова А.Р.
|
Выступления на секциях
|
19.
|
Участие в недели науки
|
Апрель
|
Учителя-предметники, Хусаинова А.Р.
|
Выступления на секциях
|
20.
|
Выпуск электронного сборника
презентаций проектов.
|
Май
|
Кураторы, руководители проектов, Яхина Г.М.
|
Электронный сборник
презентаций проектов
|
Аналитический
|
21.
|
Анализ результатов ПИД на заседаниях ШМО
|
Май
|
Руководители ШМО
|
Протокол
|
22.
|
Анализ результатов ПИД
|
Май
|
Хусаинова А.Р.
|
Справка
|
23.
|
Корректировка плана организации проектной и исследовательской деятельности в 2020-2021 учебном году
|
Август
|
Хусаинова А.Р.
|
План организации проектной и исследовательской деятельности в 2021-2022 учебном году
|
1.6. Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагога
Основные направления работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
Результат
|
Мониторинг развития педагогического коллектива (курсы, аттестация, достижения, награды)
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Справки, таблицы, графики, диаграммы
|
Банк данных трансляции педагогического опыта:
-публикации;
открытые уроки;
-мастер-классы;
-вебинары
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Таблицы, графики, диаграммы, печатные издания
|
Работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами:
- знакомство с традициями лицея;
- выбор темы по самообразованию;
- практикум по разработке рабочих программ;
- выявление профессиональных затруднений педагога;
-портфолио педагога
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Собеседование, рекомендации, портфолио педагогов
|
Аттестация педагогических работников:
-ознакомление с нормативно-правовой базой по вопросу аттестации;
- консультации;
- помощь в формировании портфолио достижений педагога;
-методическое сопровождение аттестации;
- перспективный план прохождения аттестации
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
План аттестации педагогов,
собеседование,
портфолио профессиональных достижений
|
Курсовая подготовка педагогов:
- перспективный план прохождения курсовой подготовки;
- дистанционное обучение;
- подача заявок на прохождение курсов
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
План аттестации
прохождения курсовой подготовки, подтверждающие документы
|
1.7. Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта
Основные направления работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
Результат
|
Участие в семинарах, вебинарах, интернет-конфернциях, интернет-педсоветах
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Подтверждающие документы, сертификаты
|
Публикация статей
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Подтверждающие документы
|
Участие в очных и заочных профессиональных конкурсах, олимпиадах
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Подтверждающие документы, сертификаты, грамоты
|
Взаимопосещение уроков
|
по графику
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО
|
Обсуждение на заседании ШМО
|
Школа молодого педагога: методическое сопровождение
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Консультации, беседы
|
1.8. Организация внеурочной деятельности по учебным предметам и работа с одаренными детьми
Основные направления работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
Результат
|
Обновление банка данных одаренных детей
|
октябрь-ноябрь
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО
|
Список одаренных детей
|
Проведение предметных недель
|
по графику
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники
|
Отчеты, справки
|
Участие обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня
|
В течение года
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники, классные руководители
|
Грамоты, приказы, справки
|
1.9.Информационное обеспечение образовательной деятельности
Основные направления работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
Организация работы по разработке электронного портфолио
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники, Хакимьянов Э.Р.
|
Публикации из опыта работы на сайте лицей в разделе «Методическая копилка»
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники, Хакимьянов Э.Р.
|
Пополнение раздела «Методическая копилка» методическими новинками, материалами, видеоуроками, презентациями
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники, Хакимьянов Э.Р.
|
Внедрение и использование единой информационной системы учета и мониторинга достижений обучающихся
|
в течение года
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО, учителя-предметники, Хакимьянов Э.Р.
|
1.10. Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы
Основные направления работы
|
Сроки
|
Ответственные
|
Творческие отчеты учителей по темам самообразования
|
в течение года по плану ШМО
|
Руководители ШМО
|
Предоставление педагогических характеристик
|
по мере необходимости
|
Заместитель директора по УВР
|
Подготовка информационно-аналитических материалов по итогам проведенных материалов
|
по планам МС, ШМО
|
Заместитель директора по УВР, руководители ШМО
|
|